От монополии до конкуренции: экономика для неэкономистов


У рыночной власти есть два противоположных полюса. Один — это монополия, когда власть продавца безгранична, другой — совершенная конкуренция, когда у продавца власти никакой.

Власть в таком контексте — это способность влиять на цену. Если ты единственный продавец чего-либо, ты можешь поставить на свой товар любую цену, какую захочешь. Если тебе приходится конкурировать, ты играешь по правилам рынка. Конечно, для обоих случаев придумали математические модели, которые я опишу.

Монополия

Вы единственный продавец, почём продавать будете? Конечно же по справедливой цене, чтобы не грабить ваших покупателей, только поставите небольшую маржу, чтобы прибыль получать, да? Ага, щас. Вы поставите такую цену, которая позволит максимально ограбить покупателей.

Видите ли, если вы так не сделаете, вы заработаете меньше и ограничите свои возможности для развития и расширения. Это сделает вас слабыми, а рынок будет недостаточно эксплуатируемым, что сделает его более привлекательным для предполагаемых конкурентов, которые всеми силами постараются на него вползти. Потом вползут, выкинут слабых вас с этого рынка и заломят цену, как надо. Так что цену ставим максимальную, кончаем играть в ангелочков.

Но что такое “максимальная” цена? Если вы единственный продавец еды в стране за железным занавесом и продаёте буханку хлеба по цене трёх зарплат, то кто-то и купит хлеб по такой цене, но большинство людей умрут от голода. Это фигово, ведь, во-первых, вы могли бы заработать больше, если бы продавали хлеб по цене двух зарплат — больше людей смогли бы его себе позволить. Во-вторых, мыслите стратегически — мёртвые люди вам уже точно ничего не заплатят в будущем.

Если кажется, что я тут перегнул, отсылаю вас к “Гроздьям гнева” Джона Стейнбека, там подробно описано, как в США во времена Великой Депрессии монополистами уничтожались запасы еды, так как их некому было покупать, а люди тем временем умирали от голода.

Тогда, может, поставить такую цену, чтобы все могли купить хлеб? Это что ещё за благотворительность. Тоже нет, ставим такую цену, которая позволит больше всего заработать.

Об этом можно размышлять так. Чем больше вы производите, тем больше вам надо продать, а для этого приходится снижать цену. Но производство каждой новой буханки стоит вам денег. Как только новая проданная буханка из-за снижения цены принесет меньше денег, чем вы на неё потратили, вы остановитесь. Цена, установившаяся в этот момент, и будет для вас оптимальной.

Так работает монополия. Она устанавливает цену, при которой доход от последней проданной буханки равен тратам на её производство. При таких условиях рынок выжат по максимуму. Совсем другая ситуация складывается при совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция

Теперь вы один из сотни продавцов, которые ничем не отличаются друг от друга и продают один и тот же товар. Сразу как-то грустно стало, да? Никакого тут мирового господства.

Вы приходите и ставите цену выше рыночной. В этот же момент вы становитесь невидимым для покупателей — они будут закупаться у остальных 99 продавцов, сдались вы им. Вам грустно, вы смотрите по сторонам и устанавливаете цену, как у всех.

Тяжелая жизнь в условиях конкуренции

Торговля потихоньку идёт, примерно каждый сотый покупатель приходит к вам. Тут один из других продавцов ставит цену ниже. Все покупатели уходят к нему. Скрепя зубами, вы и 98 других продавцов снижаете цену до уровня этого выскочки. Но находится ещё один, который снова понижает цену.

Так продолжается до тех пор, пока вы все не будете продавать по той цене, которая будет лишь покрывать ваши издержки от последней проданной единицы товара — ниже уже некуда. Так как все продавцы одинаковые, то у них будут и одинаковые издержки, и они установят в итоге одинаковую цену.

Поэтому совершенная конкуренция — безрадостная для продавцов ситуация. А вот покупатели в восторге — у них всё лучше не придумаешь. Поэтому и говорят, что монополия — плохо, а конкуренция — хорошо. Вот только для компаний ситуация полностью противоположная.

Прежде, чем мы закончим, я расскажу о ещё одной модели.

Олигополия

Как обычно бывает, есть что-то и между двумя крайностями. В нашем случае это олигополия, когда на рынке есть пара-тройка очень крупных игроков. Эта экономическая модель показывает, как хорошо быть тупым… наверное. Смотрите сами.

Олигополии могут считать, что они друг на друга не реагируют. То есть каждая из них думает «те другие чуваки выпускают всегда одно и то же количество продукции, и я буду так делать». И всем хорошо, все предсказуемо. Это случай, когда обе компании тупые.

Тут вдруг в одну из них приходит новый хитрожопый директор и говорит: «смотрите, мы знаем, сколько выпускает та компания, давайте произведём больше, чем обычно. Те чуваки никак не отреагируют, цены на рынке немного упадут, но мы отыграем это за счёт увеличения продаж». Хитрая компания проворачивает эту махинацию, тупая никак на неё не реагирует, первая получает больший профит.

Опечаленная тупая компания, которая внезапно заработала меньше, чем обычно, тоже нанимает хитрожопого директора, и теперь обе компании ведут себя одинаково. Они обе увеличивают выпуск, и цена на рынке в результате падает так сильно, что они зарабатывают меньше, чем когда обе были тупыми и не рыпались. Эта ситуация называется «дилемма заключённого», а откуда такое странное название и что за дилемма я ещё расскажу подробнее как-нибудь потом.

Дихотомия «кому живётся лучше»

В целом, несмотря на все эти сложности, результат на рынке будет похож в случае монополии и олигополии.

Итого

Итак, чем дальше мы уходим от конкуренции, тем ближе мы к монополии — заветной мечте любой компании. Чем ближе мы к монополии, тем больше наша рыночная власть, тем проще нам влиять на цену и тем больше прибыли мы получем, естественно, грабя покупателей.

Если мы монополия, мы будем выпускать столько продукции, что наши доходы от продажи новой единицы сравняются с расходами на её произовдство.

Если мы действуем в условиях конкуренции, то цену диктует нам рынок, и она будет равна нашим расходам на производство дополнительной единицы продукции.

Если мы находимся в условиях олигополии, то нужно всеми силами попытаться нарушить антимонопольное законодательство и договориться с другими компаниями о цене и выпуске, потому что если будем хитрить друг с другом, все окажемся в заднице.

Это всё теория, а в следующий раз поговорим о том, как получить рыночную власть в реальном мире.

+ There are no comments

Добавьте свой