Рыночная власть: экономика для неэкономистов


Есть такая компания, возможно, вы о ней слышали. Называется Apple. У неё тяжёлые времена, уже не та после смерти Стива Джобса, Samsung топчется по пяткам, аналитики предрекают скорую смерть. А покамест в третьем квартале 2016 года она собрала всего 103,6% прибыли на рынке смартфонов. Для тех, кто не понимает, как можно собрать больше сотни процентов от суммарной прибыли на рынке — внимание на рисунок ниже. А говорить сегодня будем о том, как это работает.

Цифры условные, персонажи реальные

Теория

Рыночная власть измеряется тем, насколько компания влияет на цену. Есть несколько специальных индексов, с помощью которых считают рыночную власть.

Например, индекс Лернера — это на сколько процентов цена выше издержек, которые надо потратить, чтобы выпустить ещё одну единицу товара. Говоря человеческим языком, какова ваша маржа. Экономистам он нравится ещё и потому, что он равняется минус единице, деленной на эластичность. Забудьте, что я только что сказал, это очередная красивая модель.

Экономисты, когда получается сделать красивую модель

Какова маржа — это здравый вопрос. Люди очень любят подсчитывать себестоимость каждого нового айфона после выхода. Там картинка примерно такая: себестоимость iPhone 7 — внимание, $293, а продаётся он за $650. Такие дела.

Новая теория

Как вы могли понять по моему тону, я не большой фанат индекса Лернера. Поэтому я решил придумать свой индекс — Кузнецова. Вы не подумайте, я не нарциссист, я слишком хорош для этого.

Итак, индекс Кузнецова определяется, как ответ на вопрос: «По шкале от 1 до 10 насколько вам легко послать клиента?» У этого индекса много недостатков. Он субъективный. Его пока не поддержало мировое учёное сообщество. Его не посчитали ещё ни для чего. Но есть и один важный плюс — он интуитивно понятен.

Возьмём опять ту же Apple. Что-что вы там говорите, дорогие? Хотите разъем для наушников в айфоне? Идите нафиг. Хотите экран побольше и рамки поменьше? Идите нафиг. Наша техника для вас слишком дорогая? Ну понятно, куда вам, да? Короче, если тут и не 10 по индексу Кузнецова, то 7 вполне. А почему не 10 — ну потому что “Apple, ты, конечно, красивая, но Samsung вообще огонь, а ещё я тут познакомился с одним китайцем… Так что иди-ка ты сама нафиг”.

Ваще огонь

А у кого же тогда 10, спросите вы. Ну например, у Советского Союза, когда люди просят “можно мы на праздник колбаски купим?” Отвечают: “ну вообще да, постойте в очереди двое суток, может, вам чего и достанется, а вообще, идите нафиг, нам тут икру свежую привезли, мы заняты”.

А единица — это когда ты чумазый чистильщик ботинок на улицах Лондона XVIII века. И вокруг тебя таких ещё четверо. И когда ты говоришь клиенту “идите нафиг, сэр”, тебя ещё и ногами потом долго пинают.

Думаю, идея ясна. Всё, теперь открываю тренинги “как подняться до 10 по индексу Кузнецова”, а пока краткая выдержка.

Получение рыночной власти

Лучший способ получить эту власть — вовсе избежать рыночных отношений. Это как раз случай Советского союза. Идеально — когда от вас зависит жизнь клиента, и у него нет выбора. Например, вы контролируете все поставки еды или медикаментов.

Если же вы всё-таки живете в условиях капитализма, вам нужно всеми правдами и неправдами получать возможности посылать клиентов. Не поймите меня неправильно, вам не нужно их именно посылать — так вы денег не заработаете, но вы должны иметь такую возможность — это разные вещи.

Идея в том, что либо вы вытесняете всех конкурентов, либо вы создаёте что-то уникальное. Как правило, и то, и другое.

Пример первого пути — старательно скупать все шахты по добыче алмазов в мире, а потом сказать, что если ты, делая предложение девушке, не подарил ей кольцо с бриллиантом, то ты последнее чмо. Ведь алмазы — это навсегда. Такая тактика у мирового конгломерата De Beers — в 1902 году он контролировал 95% производства алмазов, сейчас у него дела похуже.

Пример второго пути — всё та же Apple. Айфону в следующем году исполнится 10 лет, тем не менее, до сих пор есть он, а есть всё остальное. Это очень сильная позиция, которая позволяет Apple ставить огромную маржу и копить миллиарды долларов на счетах.

Общее контринтуитивное правило — чем проще компании послать клиента, тем больше она зарабатывает.

+ There are no comments

Добавьте свой