Общественные блага: экономика для неэкономистов


Сегодня статья из цикла “вы могли об этом задумываться, а теперь будете знать, что у этих вещей есть названия”.

Нафига нам государство? Это не призыв устроить переворот, пожалуйста, не сажайте меня. Я сейчас объясню, нафига. Но сначала поговорим о рынках.

Рыночная экономика

Сегодня мы все будем рассматривать на примере Ипполита. Просто недавно был Новый год, и хотя в этот раз я не смотрел “Иронию судьбы”, вот такое имя появилось в моей голове. Поэтому Ипполит.

Есть случаи, когда в рамках рыночной экономики у Ипполита нет проблем. Захотел он банан — пошёл, купил и съел. Банан — это обычное благо, и у такого блага свойства.

Во-первых, чтобы его получить, за него надо заплатить. По-научному это “исключаемость из потребления”. Вот если бы Ипполит был в джунглях, местные бананы были бы “неисключаемыми из потребления” — захотел и съел. А если эти бананы привез на рынок в Москву Виталя, то Витале надо сначала дать денег, иначе тот Ипполита легко исключит из потребления бананов.

Ипполит задумался, что он эволюционировал для того, чтобы платить за бананы, вместо того, чтобы просто брать их и есть

А во-вторых, если Ипполит съест банан, то никто другой уже этот самый банан съесть не сможет. Научно: банан — “конкурентное в потреблении” благо.

Как вы можете догадаться, есть и те блага, что “неисключаемы” и “неконкурентны” в потреблении. И вот тут нам и нужно государство.

Ещё одна польза от государства

Представьте себе, что никакого государства нет. А Ипполит решил защитить себя от соседней страны. Захотелось, а то мало ли что. И приходит он на рынок и говорит: “защитите меня, я заплачу”. Ушлый предприниматель Виталя быстро смекает, что к чему, и говорит: “У той вражеской страны (о какой стране вы сейчас подумали?) целая армия, но я могу организовать и тебе небольшую личную армию. Это будет стоить полтора миллиарда долларов.” А Ипполит такой: “Вообще у меня на это есть 15 000 рублей. А почему так дорого?” Виталя: “Нужно закупить самолёты, танки, нанять и обучить людей, а потом им ещё и зарплату платить”.

Но даже если бы Ипполит был очень богат, создал бы он свою армию с танками и самолётами. И что он ею бы защищал? Свой город, школу дочери, любимые поля для гольфа и прочее.

Когда тебя зовут Ипполит, и хватило денег на армию

И вот захотелось вражеской стране отвоевать поля для гольфа. Ипполит поднял самолёты, скомандовал танкам выезжать на передовую — и отбил любимые поля и город. Оказалось, что не так уж и нужны врагам эти поля для гольфа. Ему это благо стоило 1,5 миллиарда, а всем остальным жителям города — ничего. При этом если уж он отвоевал город, то он не может сказать “но вот этих всё равно заберите в плен, они на армию не скидывались”, то есть благо это неисключаемое из потребления. Кроме того, оно и неконкурентное — это вам не банан, все получают одно и то же благо победы и защищенности, и если кто-то его получил, другим от этого не меньше достанется.

Понимаете, к чему я веду? Национальная безопасность — не бананы, она характеризуется неисключаемостью в потреблении и неконкурентностью. Такие блага называются общественными. И если мы с вами будем ждать, что найдется такой Ипполит с 1,5 миллиардами долларов (а ещё лучше с триллионом), который решит защитить себя, а заодно и всех нас впридачу (неслабый такой внешний эффект), то ждать придётся долго. Вот поэтому нам нужно государство — оно берет на себя задачу предоставления общественных благ. И использует силу принуждения, чтобы все скидывались на армию.

Лирическое отступление о теории игр

Помните дилемму заключенного? Вот снова она. Те дикие деньги, которые тратятся на национальную безопасность, было бы круто потратить на “полезные” цели — образование, здравоохранение. Но нет, лучше закупить еще сотню танков.

Все потому, что мы находимся в стабильном негативном равновесии по Нэшу. Если все страны отказываются от армий, make love not war, все такое, то появляется мощный стимул какой-нибудь стране создать втихаря мощную армию и захватить всех. Ситуация недоверия. Поэтому все сидят на ядерных арсеналах, способных несколько раз уничтожить землю и продолжают гонку вооружений.

Бу

Коротко говоря, пока есть армии, воевать не выгодно — лучше договариваться. А когда армий нет, выгодно ее создать, всех завоевать и ни с кем не договариваться. В итоге все сидят в заднице с огромными военными расходами и трещащей по швам социальной сферой и тихонько так друг другу боеголовки показывают.

И снова об общественных благах

В следующий раз разберем общественные блага ещё подробнее и рассмотрим несколько их категорий. А ещё расскажу о проблеме, которая возникает в связи с этой историей — о пресловутой “трагедии общин”. А сейчас я ещё не отошёл от Нового года и прощаюсь с вами, салаты уже доедены, но ёлка ещё не убрана.

+ Оставить комментарий